Пространства Ликования Художественный проект Анны Альчук и Людмилы Горловой  

В галерее клуба «Проект О.Г.И. прошла двухдневная выставка «ПРОСТРНСТВА ЛИКОВАНИЯ» . Одновременно начался пищевой перформанс «Война сладкого и соленого» художицы Марии Чуйковой. На выставке представлен ряд фотографий, воспроизведенных с помощью компьютера (смена кадров из очень известных советских фильмов : “Светлый путь”(1940), “Свинарка и пастух”(1940), “Вдали от Родины”(1960), “Трактористы”(1939).
Однако лица некоторых героев и героинь фильмов на этих фотографиях оказались искусно подмененными на современные портреты двух соавторов проекта - Анны Альчук и Людмилы Горловой. Так, например, в сцене свадьбы из фильма “Трактористы” Анна Альчук не без успеха стала женихом, а Людмила Горлова - невестой.
Хотя авторы проекта и подчеркивают в своем комментарии к выставке, что “основной импульс проекта - ностальгический” потому, что “классические сталинские фильмы обладают для нас притягательностью как неотъемлемая часть детства”. Хотя, действительно, идея проекта приятно напоминает детские дворовые игры “в кино” и вызывает в памяти фантастическую историю о пионерах Димке и Владике, путешествовавших во времени, (из альманаха “Круглый год”, 1964), пафосом проекта, на наш взгляд, несомненно является разочарование, а методом, как верно заметил в своем предисловии к выставке Федор Ромер, - деконструкция.
Как отмечают сами авторы проекта, наиболее существенной его частью являются детали и фрагменты представленных кадров: “Выделяя и увеличивая фрагменты кадров, мы столкнулись с весьма странными вещами: мы видели то зияющие пространственные лакуны, то смутное мельтешение размытых предметов или персонажей на заднем плане.” Как подозрительные судебные следователи, авторы проекта стремятся проверить каждый сантиметр своего фотоматериала, как бы в поисках улик, с тем, чтобы восстановив ход преступления, понять природу колоссального разочарования, постигшего советских людей в связи с крахом идеологичкских обещаний свободы, равенства и полноты самореализации.
В центре экспозиции - ярко освещенная небольшая фотография, расположенная в глухом арочном проеме сводчатого подвального помещения галереи: две женщины держат друг друга за руки на пороге колоссального фантастического архитектурного сооружения, напоминающего проект непостроенного Дворца Советов. “Однозначный запрет на гетеросексуальную эротику, — пишут авторы проекта, - привел к тому, что чувственность в советских фильмах того времени бессознательно прорывается в страстных однополых объятиях и поцелуях. Внедряясь в пространство кадров, мы как бы намекаем на возможную психодраму между двумя женскими персонажами, на некий личный аспект отношений (на то, что априори отсутствовало в этих машинах коллективного ликования — как можно было бы определить классические сталинские фильмы).” Гетеросексуальная эротика в советских фильмах, конечно, была, однако, патриархальная, иерархическая, проникнутая пафосом отношений власти и подчинения. Для нового поколения зрителей, всерьез усвоивших советскую идеологию равенства полов, такая эротика, по-видимому, равносильна ее отсутствию. Что же касается гомоэротики, тесно сплетенной со стихией театрального представления, то она, конечно, присутствует в советском кинематографе, как и в любом другом. Интереснее то, что вдруг в последние годы гомоэроотика советских фильмов оказалась всеми замечена, в связи с тем, по-видимому, что активное обсуждение сексульности как-то вытеснило напряженные размышления о власти, характерные для последних советских десятилетий...
Как уже упоминалось выше, на фоне несколько меланхолической философичности фотоэкспозиции энергично развернулся пищевой перформанс Марии Чуйковой. Всем присутствовавшим предлагалось съесть по блину, а затем превратить выданный им в качестве тарелки лист писчей бумаги в нечто среднее между распиской и бюллетенем для голосования, иначе говоря, поставить на нем число, подпись и указать, с чем был съеден блин - со сладкой сгущенкой или, к примеру, с соленым огурцом. Некоторых участников перформанса Мария Чуйкова просила также написать “кто такой”, чем вызвала некоторую напряженность в людях, явно предпочитавших съесть свой блин анонимно. Все подписанные и украшенные масляными отпечатками листы аккуратно собирались Марией Чуйковой, сделавшей еще одну небезуспешную попытку превратить процесс поедания блинов в акцию сиюминутного ликования.

Наталья Осипова


Познакомься с народом
На главную страници
Напишите мне

Hosted by uCoz